- Сравнение цены и характеристик инвертора 220В и бензогенератора
- Сравнение эксплуатационных расходов на инвертор 220В и бензогенератор
- Сравнение условий эксплуатации инвертора 220В и бензогенератора
По мнению многих форумных знатоков, есть только одно решение резервного электроснабжения дома — бензин или дизель-генератор. Причем лучше дизель. Да и профессионалы продавцы генераторов, хоть и объяснят, когда правда лучше дизель, а когда — бензогенератор, но подтвердят — никакого другого выбора у вас нет.
Профессионалы дизелисты живут в «мире моторов» и до сих пор считают инверторы 12 220 (решение из «мира электроники») игрушками — слабыми, ненадежными и с очень плохим током.
Еще недавно, когда в России 90% инверторов были китайские или отечественные, это было правдой. Профессиональные ИНВЕРТОРЫ 12 220 ДЛЯ ДОМА Outback Power (США) и Xantrex (Канада) можно было привезти из-за границы только самостоятельно. Разумеется все это уже в прошлом.
Крепок и стереотип, что аккумуляторы «не живут» дольше нескольких лет, а ставить их дома — опасно для здоровья.
Знатоки расскажут все про «испарение электролита и сульфатацию пластин». Разумеется, и этот стереотип, пережиток прошлого (иногда еще советского!) опыта, давно устарел.
Но даже без этих устаревших стереотипов устойчиво мнение, что бесперебойное электроснабжение инвертором значительно дороже, чем бензогенератором.
В двух словах — ЭТО МИФ! Потому что почти всегда автоматические инверторы сравнивают с генераторами ручного запуска, цену инверторов учитывают с аккумуляторами, а генератора — без цены топлива. Ниже предлагается корректное сравнение.
Сравнение инвертора с бензогенератором
Системы резервного электроснабжения, равные по классу, «брендовости» и автоматике | Бензо-электростанция GEKO 4401 E — AА/HЕBA BLC (Германия) профессиональной серии: — малошумный двигатель Honda, — чистый синус для чувствительной нагрузки — стартовый усилитель (от перегрузки пусковым током) |
Инвертор/зарядное устройство Outback Power VFX3048E-CE (США) профессиональной серии: — чистый синус для чувствительной нагрузки — двукратные перегрузки пусковым током — интеллектуальный алгоритм зарядки |
Мощность системы резервного питания | ||
Номинальная мощность | 3.5 кВА | 3 кВА |
Пиковая перегрузка | ~ 5 кВА (с 20% «проседанием» напряжения) | 5.8 кВА |
Время переключения на резервное питание | от 30 сек до 5 мин. (разогрев двигателя) |
0.016 сек |
Время автономной работы системы резервного питания | ||
- источник энергии | штатный бак 20 литров | ~ 16 кВт-ч на 50-60%-ном разряде батареи 48В-460Ач (8 шт. аккумуляторов 12В-230Ач) |
- нагрузка 3.00 кВА | 10 часов (85% нагрузка, расход 2 л/час) | 5.2 часа (100% нагрузка) |
- нагрузка 1.75 кВА | 15 часов (50% нагрузка, расход 1.3 л/час) | 9 часов (60% нагрузка) |
- нагрузка 0.60 кВА (котел и насосы) | ~20 часов с 2-хчасовым перерывом в работе | ~26 часов |
СТОИМОСТЬ системы резервного питания | ||
Основной модуль | 103 тыс.руб — бензогенератор с электростартером | 96 тыс. руб. — инвертор и зарядное устройство |
Комплект аккумуляторов (по сути «запас топлива» на 10 лет вперед) | неприменимо (или 66 тыс.руб. как эквивалент затрат на бензин за весь период службы — пример ниже) | 64 тыс.руб. — 4 шт. GEL аккумуляторов 12В-230 Ач и кабели (ёмкость ~ 8кВт-ч) или 129 тыс.руб. — 8 шт. GEL аккуляторов 12В-230 Ач и кабели (ёмкость ~ 16кВт-ч) |
Автомат переключения на резерв | 46 тыс.руб — система автозапуска генератора | входит в состав контроллера инвертора |
Рекомендуемое дооснащение (опциональное) | 11 тыс.руб — фирменный защитный АС автомат-предохранитель в бензогенератор, либо установка другого автомата в распределительный щит | 30 тыс. руб. — внешний контроллер настройки, датчик температуры батарей, фирменный бокс с AC и DC автоматами-предохранителями и ручным байпасом |
ИТОГО СТАРТОВЫЕ ВЛОЖЕНИЯ | ~ 160 тыс руб | ~ 190 / 255 тыс руб (с АКБ 8 /16 кВт-часов) |
Стоимость монтажа и пуско-наладки систем ~15-20% от цены оборудования (в зависимости от расходных материалов и места установки) и примерно равна, т.к. стационарная установка генератора предполагает бОльший объем работ.
Доказательство «дешевизны» инверторов здесь не предполагается, потому что это серьезные профессиональные системы с серьезной ценой. Тем не менее, ложность «выигрыша бензогенератора по ценам В РАЗЫ» все равно очевидна.
Еще более сомнительна дешевизна бензогенератора при сравнении эксплуатационных расходов.
Эксплуатационные расходы на инвертор и бензогенератор
Для сравнения использован условный пример объекта (намеренно рассмотрено довольно большое для коттеджа с НЕэлектрическим отоплением потребление) со следующими характеристиками:
— расход в мес. по эл.счетчику — 1000 кВт*час (33 кВт*час в день),
то есть усредненная нагрузка на источник тока ~ 1.3 кВт или 1.7 кВА в час;
— частота перебоев электроснабжения: еженедельно, т.е. до 50 раз в год;
— длительность перебоев — до 10 часов.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ СРОК СЛУЖБЫ системы резервного питания | ||
Заявленный ресурс |
2000 моточасов до капремонта двигателя При качественном обслуживании реальный ресурс — до 3000ч |
инвертор — не менее 10 лет (гарантия — 2 года в РФ; для справки — в США гарантия до 10лет) аккумуляторы GEL — до 12 лет или по интенсивности использования: — 80% разряд (оч.глубокий) — 350-400 циклов — 70% разряд — 500 циклов — 60% разряд — до 600 циклов |
Срок службы системы | Износ — двигатель от 4 лет — 2000 моточасов / (50 запусков*10ч). до 6 лет |
Износ — аккумуляторы от 8 лет — 400 циклов /50 запусков до 12 лет — 600 циклов (60% разряд)/ 50 запусков |
СТОИМОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ системы резервного питания | ||
Энергоноситель | 66 тыс.руб. за 6 лет при неизменных ценах 22 руб./л * 3900 литров (1.3л/ч*3000часов) ~11 тыс. руб. в год |
129 тыс.руб. за 12 лет (8 шт.АКБ) ~11 тыс. руб. в год |
Обслуживание самостоятельно | ~31 тыс.руб. за 6 лет — смена масла каждые 100 часов – 300-400 руб (30 раз) ~ 12 тыс.руб. — смена фильтра каждые 200 часов — 450 руб (15 раз) ~ 7 тыс.руб. — регулировка зазора клапанов, чистка движка каждые 1000 часов – 5-6 тыс.руб (выезд специалиста 2 раза) ~ 12 тыс.руб. ~5 тыс.руб в год (сначала меньше, к концу эксплуатации — больше) |
2 раза в год контроль состояния клемм аккумуляторной батареи и очистка при необходимости бесплатно |
Обслуживание выездным сервис-инженером | ~150 тыс.руб. за 6 лет — работы (около 3000 руб) — выезд сервис-инженера (1500-3000 руб) — расходные материалы — (от 500 руб) — утилизация отработанного масла. Порядка 5000 руб. / выезд. Первое ТО – после 50 часов, затем каждые 100 часов. ~ 30 выездов ~25 тыс.руб в год |
2 раза в год: — диагностика и корректировка настроек инвертора при необходимости — контроль состояния аккумуляторной батареи (1.5 тыс.руб — в гарантийный период; 3 тыс.руб — в послегарантийный период) ~3 — 6 тыс.руб в год |
Выводы по удобству использования каждый может сделать самостоятельно, ориентируясь на особенности эксплуатации этих резервных источников питания.
Условия эксплуатации инвертора и бензогенератора
Система | Генератор GEKO | Инвертор Outback Power |
Помещение для установки | Теплое, шумоизолированное, нежилое помещение. Утепленный микроконтейнер с обогревом (цена от 90 тыс.руб) |
Любое, в том числе и жилое. Возможна установка на стену, в шкаф. Защищен от пыли, влаги и насекомых. |
Диапазон рабочих температур | от -20 до +50 С | Инвертор от -60 до +50 С АКБ от -20 до +50 С (оптимально 20) |
Требования к вентиляции | Принудительная вентиляция для отвода тепла. Труба отвода выхлопных газов за пределы помещения. | Нет. АКБ герметичны (могут выделять водород в количестве, не требующем вентиляции, кроме естественной). |
Меры и оборудование пожарной безопасности | Необходимы | Нет |
Уровень шума | >70 дБА (~60 в контейнере) на расстоянии 7м (пример: 70-75 дБ — шум внутри авто, 55-60 дБ — шум на улице с низкоинтенсивным трафиком, разговор с 1 м) |
Нет. Вентилятор малошумный и включается только при нагрузке, близкой к номиналу |
Профилактические запуски | Рекомендуется еженедельный запуск генератора на 10-15 минут в тренировочном режиме — без подключения нагрузки. | Нет |
Требования к источнику энергии | Бензин строго АИ-92. | На холостом ходу потребляет 23 Ватт на поддержание заряда (~16кВт-ч или 50руб / месяц) |
Требования к нагрузке | Не рекомендуется длительная работа с нагрузкой менее 20% номинала (у дизеля еще жестче — 40%) | Нет |
Масштабируемость | Объединение 2-х генераторов через синхронизатор (редкая опция, есть только у генераторов GEKO) | Объединение до 10 инверторов (до 30 кВА) |
Присутствие человека | Требуется дозаправка (или установка увеличенного бака) | Нет |
Габариты | 740х500х530 | 410х300х200 — инвертор 800х300х200 — инвертор с фирменными боксами автоматов AC/DC (опция) |
Вес | 90 кг (без аккумулятора электростарта; без топлива) | 34 кг инвертор 280 / 560 кг (4 /8 аккумуляторов по 70кг) |
Система резервного электроснабжения | Электростанция GEKO 4401 E — AА/HЕBA BLC (Германия) профессиональной серии: — малошумный бензиновый двигатель Honda, — асинхронный электрогенератор (чистый синус для чувствительной нагрузки) — стартовый усилитель (от перегрузки пусковым током) |
Инвертор/зарядное устройство Outback Power VFX3048E-CE (США) профессиональной серии: — чистый синус для чувствительной нагрузки — двукратные перегрузки пусковым током |
Мощность системы резервного питания | ||
Номинальная мощность | 3.5 кВА | 3 кВА |
Пиковая перегрузка | ~ 5 кВА (с 20% «проседанием» напряжения) | 5.8 кВА |
Время переключения на систему резервного питания | от 30 сек до 5 мин. (разогрев перед подключением нагрузки) |
0.16 сек |
Время автономной работы системы резервного питания | ||
- источник энергии | штатный бак 20 литров | ~ 16 кВт-ч на 50-60% разряде батареи 48В-460Ач (8 шт. аккумуляторов 12В-230Ач) |
- питание нагрузки 3.00 кВА | 10 часов (85% нагрузка, расход 2 л/час) | 5.2 часа (100% нагрузка) |
- питание нагрузки 1.75 кВА | 15 часов (50% нагрузка, расход 1.3 л/час) | 9 часов (60% нагрузка) |
- питание нагрузки 0.60 кВА (только котел и насос) | ~20 часов с 2-хчасовым перерывом в работе | ~26 часов |
СТОИМОСТЬ системы резервного питания | ||
Основной модуль | 103 тыс.руб - бензогенератор с электростартером |
96 тыс. руб. - инвертор и зарядное устройство |
Комплект аккумуляторов (по сути «запас топлива» на 10 лет вперед) | неприменимо (или 66 тыс.руб. как эквивалент затрат на бензин за весь период службы — пример ниже) | 64 тыс.руб. — 4 шт. GEL аккумуляторов 12В-230 Ач и кабели (ёмкость ~ 8кВт-ч) или 129 тыс.руб. — 8 шт. GEL аккуляторов 12В-230 Ач и кабели (ёмкость ~ 16кВт-ч) |
Автомат переключения на резерв | 46 тыс.руб - система автозапуска генератора | входит в состав контроллера инвертора |
Рекомендуемое дооснащение (опциональное) | 11 тыс.руб - фирменный защитный АС автомат-предохранитель в бензогенератор, либо установка другого автомата в распределительный щит | 30 тыс. руб. - внешний контроллер настройки, датчик температуры батарей, фирменный бокс с AC и DC автоматами-предохранителями и ручным байпасом |
ИТОГО СТАРТОВЫЕ ВЛОЖЕНИЯ | ~ 160 тыс руб | ~ 190 / 255 тыс руб |
PS На самом деле противопоставление генераторов и инверторов надумано. Самые надежные и комфортные системы бесперебойного питания дома строятся на совместном использовании инвертора 12 220В и бензо- или дизель-генератора.